Университетский комплекс Haaga Helia

  • Окончание строительных работ в конце 2010г., открытие в январе 2011г.
  • Общая площадь - 9,400 м2, 3–4 этажа и цокольный этаж в восточном крыле
  • 80% помещений принадлежат университетскому комплексу Haaga-Helia, 20% - университету прикладных наук Лауреа

Проект: Университетский комплекс Haaga-Helia 

Страна/город: Финляндия / Порвоо

Расположенный на западном берегу реки Порвоньоки, Порвоо Кампус представляет собой современную среду обучения, пребывание в которой побуждает к взаимодействию. Проект помещений, отделка которых завершилась в 2011 году, был разработан с учетом возможностей реализации новой программы обучения в их стенах. В помещениях открытого типа особое внимание уделено акустическим решениям.

Современная среда обучения

Порвоо Кампус возведён с целью повышения качества обучения. Принцип открытости помещений для всех способствует реализации совместного обучения и интеграции учебного городка с близлежащими районами.

Корпус университета Хаага-Хелия и корпус Порвоо Университета прикладных наук Лауреа, ранее функционировавшие в двух отдельных зданиях, теперь объединены под крышей Порвоо Кампуса. В учебном городке предлагается обучение в области бизнеса, туризма и здравоохранения; также предоставляется возможность пройти обучение в рамках международных учебных программ. В Порвоо Кампусе обучаются немногим более 1 100 студентов из университета Хаага-Хелия и около 350 человек из универистета Лаурея.

При планировании новых объектов строить традиционное учебное заведение не собирались: вместо этого была поставлена задача создать динамичную среду обучения, которая интегрировалась бы в окружающую инфраструктуру и была открытой для всех.

В наши помещения мы хотели привнести открытость и прозрачность.

«В наши здания мы хотели привнести открытость и прозрачность. Идея заключалась в том, чтобы помещения способствовали встречам и стимулировали взаимодействие и сотрудничество людей», - отмечает Лис-Мари Энрот-Ниеми, руководитель Порвоо Кампуса.

Переезжая в новое здание, в учебном заведении хотели отказаться от старых моделей работы и устаревших идей. Преподавателей попросили определить, каким образом обучение будет меняться со временем и какую роль будут играть объекты окружающей обстановки. Для наблюдения за различными средами обучения и их изучением преподавателей направили в разные страны мира, а выполненное ими исследование стало причиной появления обоюдной цели создания современной среды обучения. В Порвоо Кампусе необходимо было построить объекты, которые способствовали бы сотрудничеству, созданию доверительной обстановки и реализации самоуправляемого обучения. 

«В новой учебной программе акцент делается на инициативности: учащимся предлагается брать на себя больше ответственности за своё обучение, при этом на занятиях их учат не только поглощать информацию, но и применять и использовать её для дальнейшего развития» - рассказывает Энрот-Ниеми.

Кроме того, студенты работают в тесном сотрудничестве с местными предприятиями, принимая участие в воплощении реальных проектов. Роль же преподавателей главным образом сводится к тому, чтобы выступать в качестве инструкторов.

«Приятная и комфортная обстановка способствует обучению, а разнообразное окружение не даёт уму притупляться. У нас есть множество кабинетов для групповой работы, при этом все помещения отличаются друг от друга как размерами, так и особенностями своего интерьера»,  – отмечает Энрот-Ниеми. 

Обучение у всех на виду

Одна из задач заключалась в создании в Порвоо Кампусе обстановки, в которой учащиеся могли бы заниматься на виду друг у друга. Цель была достигнута путём возведения минимально возможного количества стен, выполненных из стекла.

«Мы даже подумывали о том, чтобы в отдельных образовательных помещениях реализовать концепцию полностью открытого пространства, однако в ходе разработки проекта поняли, что некоторые разделяющие стены всё же необходимы. Для сохранения идеи прозрачности и открытости во всех возможных случаях в качестве материала стен в коридорах мы использовали стекло; кроме того, из стекла выполнены даже отдельные разделяющие стены», – объясняет архитектор Мария-Риитта Эломаа, представитель компании Siren Arkkitehdit Oy.

Концепция открытого пространства определяет повышенные требования к акустике.

«Больше всего нас беспокоил вопрос сохранения максимальной открытости пространства и при этом обеспечения хорошо функционирующей и безопасной акустической среды», – продолжает Эломаа.

Больше всего нас беспокоил вопрос сохранения максимальной открытости пространства и при этом обеспечения хорошо функционирующей и безопасной акустической среды.

Ключом к успешной разработке акустического проекта явилось тесное сотрудничество архитектора и разработчика акустических решений. Так для разработки акустического проекта были привлечены специалисты компании Alpo Halme Oy.

«На объектах с открытым пространством, в которых немало места занимают стеклянные поверхности, требуется большое количество поглощающего материала. В связи с этим все подвесные потолки выполнены из звукопоглощающего материала; кроме того, в необходимых местах мы также установили стеновые панели из звукопоглощающего материала», – говорит Эйя Хелме-Сало из компании «Alpo Halme Oy», отвечавшая за разработку акустического проекта.

Многофункциональные пространства приспособлены под потребности людей, которые ими пользуются. Работа в новом здании означала значительные перемены и для преподавателей: вместо традиционных парт появились помещения со свободной планировкой, благодаря чему освободилось больше места для работы. В результате этих изменений улучшился обмен информацией и возрос уровень сотрудничества. 

Акустические решения помогают обучению

В обучающей среде акустические решения выполняют две важные функции – они отражают и поглощают звук. Для минимизации голосовой нагрузки в классах и других помещениях для обучения голос преподавателя должен легко достигать дальней части помещения, а ответы учащихся должны быть хорошо слышны преподавателю и другим учащимся. Посторонние шумы в виде скрипа стульев или фонового шума оборудования должны приглушаться. Основное акустическое решение заключается в установке в передней части помещения отражающих панелей, которые отражают голос преподавателя в направлении слушателей, и поглощающих панелей, предназначенных для приглушения звука, в дальней части помещения.

«Среду с высоким качеством звука особенно важно обеспечить в учебных классах, так как учащиеся и  преподаватели проводят в них целый день», – поясняет Халме-Сало.

В случае Порвоо Кампуса концепция открытого пространства и большое количество стеклянных стен и раздвижных стеклянных дверей подразумевала высокую необходимость установки в учебных классах звукопоглощающих материалов. По сравнению со стеклянными и раздвижными стенами каркасные стены отличаются лучшими звукопоглощающими характеристиками. При помощи качественной системы снижения шума можно компенсировать слабые звукопоглощающие свойства.

Во всех обучающих средах Порвоо Кампуса присутствуют акустические подвесные потолки. В передней части помещения потолок оснащён отражающими речь гамма-панелями, в то время как покрытие потолка в остальной части помещения выполнено из панелей Ecophon Master Ds alpha. Кроме того, акустическими панелями отделаны, как минимум, две стены, а задние стены большинства помещений полностью покрыты звукопоглощающим материалом. Цветовое оформление организовано на основании цветных стеновых панелей, а выбор мебели по цвету осуществлялся в соответствии с этим оформлением.

Звукопоглощающие решения для фойе, выполненного в соответствии с концепцией свободной планировк

Фойе с высокими потолками, расположенное в центральной части здания Порвоо Кампуса, выступает в качестве связующего все объекты элемента. С трёх сторон от него расположены помещения для групповой работы студентов и конференц-залы, из которых есть выход в фойе. В качестве элемента, соединяющего пространства, служит открытая лестница, ведущая на верхние этажи; во время проведения различных мероприятий она, равно как и балконы по периметру фойе, используется как площадка или терраса, на которой стоят люди.

Наши гости впечатлены хорошей акустикой.

При создании приятной звуковой среды фойе с высокими стеклянными потолками потребовало особого внимания. Для сокращения периода реверберации все окружающие фойе балконы и коридоры, а также пространства, из которых можно напрямую попасть в фойе, оборудованы звукопоглощающими потолками. Боковые поверхности подвесных потолков и потолок в фойе также выполнены из звукопоглощающих материалов. Посредством такого решения удалось сохранить ощущение простора и свободы и одновременно создать спокойную атмосферу.

«Мы очень довольны звуковой средой, которая получилась в зданиях. Поскольку эхо отсутствует, мы можем организовывать мероприятия в фойе и при этом не использовать микрофон, а в помещениях для сотрудников люди чувствуют себя комфортно и расслабленно. Сравнивая этот проект со многими другими учебными заведениями, вы действительно заметите разницу. Наши гости впечатлены такой хорошей акустикой», – ликует Лис-Мари Энрот-Ниеми.